Структура потенциального спроса (запросы покупателей) получена из данных по просмотрам объявлений на сайте cian.ru. Структура сделок (характеристики реально приобретаемых квартир) — из выписок ЕГРН.
Вместо «двушек» и «трешек» покупатели приобретают «однушки»
Самые популярные квартиры при просмотре объявлений — «двушки» и «трешки». На них приходится соответственно 36 и 25% всего потенциального спроса.
На 3-м месте по популярности среди потенциальных покупателей — однокомнатные квартиры (18%), на 4-м — студии (11%). На многокомнатные квартиры приходится около 10% всего спроса, что сопоставимо с долей студий.
В структуре реальных сделок на 1-е место выходят однокомнатные квартиры (34%), которые в просмотрах занимали только 3-е место. «Двушки», лидирующие по количеству просмотров, в структуре реальных сделок на 2-м месте (27%). На 3-е место поднялись студии, занимая 21% рынка.
«Трешки», популярные при просмотрах объявлений, оказались лишь на 4-й позиции (14% общего количества сделок). На многокомнатные квартиры приходится всего 4% сделок, хотя в структуре просмотров их доля была на уровне студий.
Сталкиваясь с реалиями рынка, покупателям приходится жертвовать одной, а то и двумя комнатами, чтобы уложиться в свой бюджет.
Структура сделок и потенциального спроса по типам комнатности, I кв. 2024 года
По данным Циан.Аналитики
Больше всего сделок на рынке новостроек с квартирами площадью 34–37 кв. м
Структура потенциального спроса по метражам более равномерная, чем структура реального спроса. Выделяются только типовые метражи (34–41 кв. м, 56–67 кв. м). В структуре реальных сделок заметны два четких пика: квартиры с площадями 34–37 кв. м и с площадями 22–23 кв. м. Это однокомнатные квартиры, преобладающие в структуре сделок, а также студии.
Квартиры с метражом от 100 кв. м в структуре потенциального спроса составляют значительно большую долю, чем в структуре реальных сделок: 11 против 4%. В этой категории большую долю в потенциальном спросе составляют просмотры ради интереса, не подкрепленные желанием купить. Подобная ситуация наблюдается в структуре по бюджетам.
Структура сделок и потенциального спроса по метражу, I кв. 2024 года
По данным Циан.Аналитики
До середины 2022 года для рынка новостроек был характерен тренд на снижение среднего метража (в структуре как предложения, так и сделок): в условиях роста цен покупка квартиры меньшего метража — один из самых простых способов сэкономить.
Кроме того, в 2020–2021 годах на рынке было много инвестиционных сделок — покупатели приобретали небольшие квартиры (студии и компактные «однушки») на перепродажу или под сдачу.
Сейчас инвесторов на рынке жилой недвижимости значительно меньше. Средний метраж перестал снижаться и в последние полтора–два года меняется незначительно.
В каком бюджете смотрят — в таком и покупают
Структура запросов и реальных сделок по бюджету совпадает. Чаще всего покупатели смотрят и приобретают квартиры за 9–10 млн рублей.
Как и в случае с площадями, заметно, что наиболее дорогие варианты (от 40 млн рублей) в структуре потенциального спроса составляют значительно большую долю, чем в структуре реальных сделок (16 против 6%). Покупатели интересуются такими лотами не для приобретения — они хотят посмотреть, «какими бывают дорогие квартиры».
Структура сделок и потенциального спроса по стоимости квартир, I кв. 2024 года
По данным Циан.Аналитики
Самые востребованные этажи у покупателей — с 3-го по 6-й
Чаще всего потенциальные покупатели смотрят квартиры на этажах со 2-го по 4-й, а приобретают на этажах с 3-го по 6-й. Квартиры на первых этажах не пользуются популярностью по ряду причин: из-за опасений, что будет шумно, необходимости чаще занавешивать окна, худших видовых характеристик и т. д.
3-й и 4-й этажи популярны и на этапе подбора квартиры, и на этапе покупки.
Структура сделок и потенциального спроса по этажам, I кв. 2024 года
По данным Циан.Аналитики
По округам Москвы потенциальный спрос распределен более равномерно, чем реальные сделки.
Между административными округами Москвы потенциальный спрос распределен достаточно равномерно, за исключением малопопулярных локаций: Троицкого АО (где строится очень мало нового жилья), Восточного АО, Зеленограда (за счет его плохой транспортной доступности от центра).
В структуре сделок резко выделяется Новомосковский АО (28%). Он уже давно является самым популярным среди покупателей. Квартиры здесь дешевле, чем в старых границах Москвы, но за счет метро во многих локациях неплохая транспортная доступность.
Структура сделок и потенциального спроса по административным округам, I кв. 2024 года
По данным Циан.Аналитики
Во многих случаях характеристики приобретаемых квартир значительно отличаются от изначальных запросов. Чтобы уложиться в бюджет, покупателям приходится жертвовать удобным расположением в черте города, квадратными метрами, а иногда — и целыми комнатами, комментирует эксперт Циан.Аналитики Елена Лапшина.