Елена Устинова,директор по маркетингу и продажам компании «Доброград Девелопмент»:
— Крупные города обладают своими преимуществами: здесь насыщенная культурная и социальная жизнь, доступные технологии. Но все эти плюсы нивелируются недостатками — перенаселенностью и большими расстояниями: жители городов вынуждены тратить много времени, чтобы добраться до офиса, места учебы, мест отдыха и других важных объектов.
В чем идея?
Идея 15-минутного города формулируется так: каждый из основных городских объектов находится на расстоянии 15-минутной прогулки пешком или на самокате/велосипеде. Такой подход позволяет уйти от тотальной автомобилизации города.
Активный автомобильный трафик является одним из источников загазованности воздуха в мегаполисах, создает пробки и вынуждает жителей тратить много времени на перемещение по городу.
Базовые составляющие удобного города
Пандемия и самоизоляция подчеркнули наиболее актуальные проблемы мегаполисов. Ранее люди могли свободно передвигаться по городу, чтобы заниматься своими повседневными делами. Но в ковид использование транспорта было ограничено. На смену прежней мобильности пришла микромобильность.
Формат города 15 минут учитывает опыт пандемии и подразумевает, что ключевые элементы городской инфраструктуры — в пешей доступности.
Если говорить о функциях города, существует шесть базовых составляющих.
- Город — территория для жизни.
- В нем должны быть созданы рабочие места.
- Он закрывает базовые нужды (пища, отопление, электричество).
- В нем должны быть доступны детские сады, школы, институты.
- Необходимы места для досуга.
- Город поддерживает местные сообщества.
Преимущества для жителей
Главное преимущество города 15 минут заключается в освободившемся времени, которое раньше тратилось на перемещение. Горожане могут использовать его с пользой, занимаясь физической активностью или хобби.
К тому же больше свободного времени означает меньше трат, ведь человеку больше не нужна своя машина или проездной на общественный транспорт. Город также экономит деньги на обновлении дорог и транспортной инфраструктуры, что позволяет направить средства на социальные и культурные задачи.
Кроме того, использование меньшего количества транспорта в 15-минутном городе снижает углеродный след, сохраняет экологию и повышает качество жизни.
Как могут измениться мегаполисы
В условиях современного мегаполиса концепцию 15-минутного города, хотя она и кажется простой, не всегда можно реализовать на практике. Крупные города формируют отдельные районы, предназначенные для разных целей: деловые центры, культурные районы, исторические кварталы, торговые и спальные районы. Невозможно создать такой город, в котором до всех кластеров дойдешь пешком от любого дома.
В рамках каждого квартала можно создать идеальный город, где все нужные объекты находятся в радиусе пятнадцати минут ходьбы. Однако при перемещении по городу люди так или иначе должны будут приезжать из «спальника» в деловой квартал и наоборот.
Кварталы, районы, жилые массивы
Фактически хотя идея города 15 минут была разработана в 80-х годах прошлого века в странах Запада, в СССР такие тенденции проявились уже в 1950-х. Например, строительные регламенты, которые были актуальны после правления Никиты Хрущева, в значительной мере перекликались с форматом города 15 минут.
Уже 65 лет назад нормы строительства подразумевали наличие в микрорайонах детских садов, больниц, крупных магазинов, аптек, рынков и мест общественного питания. Радиус охвата этих инфраструктурных компонентов составлял от 0,3 до 1,5 км. Но при этом все равно на работу зачастую приходилось ездить далеко.
В целом в этом и состоит главный недостаток советского подхода. В те времена инженеры работали по идеям известного французского архитектора Ле Корбюзье, убежденного в необходимости разносить кварталы для жизни, отдыха, развлечений и работы по разным частям города. Однако со временем минусы такой концепции перевесили: в культурном смысле жилые районы оказались изолированы от остального города, к тому же наблюдались сложности с транспортом, вызванные так называемой маятниковой миграцией (ежедневными поездками на работу/учебу).
Еще одним примером попытки реализации концепции города 15 минут является Нью-Йорк, который предполагал одинаковые кварталы. В каждом квартале предусматривались школы, поликлиники, места для досуга, спортивные площадки, магазины и прочее. Исключение, как и в СССР, составляла работа — основные рабочие места размещались за пределами квартала.
Примеры успешной реализации
Одна из ярких идей по обновлению мегаполиса — современная политика, которую проводит мэрия Парижа.
Еще на стадии своей избирательной кампании Анн Идальго, которая впоследствии стала мэром, обозначила ключевые направления для работы — улучшение экологической ситуации и развитие мегаполиса в рамках формата 15-минутного города. Большой упор она сделала на индивидуальную мобильность: сейчас в Париже нельзя проехать на машине по некоторым улицам, а там, где раньше были широкие магистрали, сегодня открываются новые места для отдыха и развлечений.
В датской столице Копенгагене модернизируют район Нордхавн, который примыкает к порту и грузовому контейнерному терминалу. Предполагается, что к 2040 году здесь будут жить 40 тыс. человек. Но уже сейчас он может служить примером современного скандинавского подхода к урбанизму. По генплану все здания Нордхавна — средней высоты, чтобы не загораживать друг другу солнечный свет.
Нордхавн, Копенгаген (Дания)
До зеленых зон, набережной и основных объектов инфраструктуры жители района смогут добираться даже не за 15, а за пять минут. Велосипедные дорожки вдоль набережной Нордхавна включены в общегородскую сеть Green Cycle, которая объединяет велодорожки в Копенгагене (ее протяженность — 115 км!). Параллельно городские власти развивают сеть автомагистралей и метро.
Еще одним примером является город Ванкувер (Канада): он был разделен на 120 компактных кварталов по принципу блочной планировки, схожей с той, что используется в Нью-Йорке. Каждый квартал имеет центр, где находятся магазины и другие объекты ритейла.
Ванкувер (Канада)
Инфраструктура обязательно включает образовательные учреждения и бизнес-центры. Блочный подход к планировке позволил оптимально использовать пространство, делая каждый квартал максимально самостоятельным.
Но модернизировать огромный мегаполис с вековой историей в соответствии с современными подходами довольно сложно и затратно с точки зрения инвестиций. Намного проще — с нуля создавать города, сразу заточенные под этот подход. Взять, например, южнокорейский Сонгдо, построенный на отдельном острове.
Сонгдо (Южная Корея)
В этом городе офисы стоят рядом с жилыми домами, а на нижних этажах здесь размещены магазины и торговые центры. Такое расположение позволяет жителям быстро добираться до необходимых мест на велосипеде.
В нашей стране примером реализации концепции города 15 минут является Доброград во Владимирской области. Главная идея полностью перекликается с 15-минутной концепцией: где бы вы ни жили, вам достаточно потратить 10–15 минут без машины, чтобы добраться до основных объектов городской инфраструктуры.
Идея города 15 минут возникла как результат ограничений для комфортной жизни, с которыми все чаще сталкиваются жители мегаполисов. Крупные города меняются, чтобы сделать инфраструктуру более доступной для жителей. А новые города, которых совсем недавно еще не существовало на карте, разрабатываются уже исходя из принципов 15-минутной концепции.