Александр Акуленко,руководитель управления ремонтных работ сервиса UGOL
О гарантиях и ответственности можно говорить лишь в том случае, если вы нанимаете бригаду или строительную компанию официально — по договору. Все обязательства должны быть зафиксированы письменно.
Обещания на словах — инструмент ненадежный. Их всегда легко оспорить, списать на забывчивость или недопонимание. В результате вы потратите уйму времени и нервов на разбирательства, но так ничего и не докажете.
Что стоит выяснить у специалистов еще до начала работ?
Вопрос № 1: какие гарантии качества я получу?
Если бригада или компания не однодневка, качественно выполнить работы — в их же интересах. Это вопрос репутации. Поэтому и гарантию вам дадут обязательно. Чаще всего срок гарантии составляет от одного года до трех лет. Если в течение этого времени клиент обнаружит недочеты, строители должны исправить их за свой счет.
На гарантию менее года лучше не соглашаться: если недочеты допущены в скрытых черновых работах, они могут не проявляться полгода и даже дольше. К таким дефектам относятся, например, протечки труб, если стыки выполнены неправильно, или плесень на стенах, если штукатурка не просохла.
Посмотрите также, что в договоре подразумевается под качественными работами. По умолчанию — это соответствие работ действующим СНиПам. Если все будет выполнено в рамках нормативов, но, предположим, розетки на кухне будут поставлены не так, как вам удобно, потребовать исправить это вы не не вправе.
В договоре обычно также прописывается, что работы должны полностью соответствовать дизайн-проекту: по материалам, расположению коммуникаций и т. д. Всё должно быть так, как на картинке проекта, либо строительная бригада возвращает деньги. Поэтому, чтобы действительно получить ремонт, который вы хотите, к договору лучше приложить дизайн-проект или подробное техническое задание.
Вопрос № 2: что будет, если вы не успеете выполнить работы в установленный срок?
Сроки работ важны не только психологически. К ним зачастую привязаны заказ мебели, время аренды старой квартиры и даже запись детей в школу или детский сад.
Проверьте, чтобы в договоре были указаны точные даты начала и завершения ремонта, а также прописаны санкции в случае, если эти сроки будут нарушены. Лучше, если это будут конкретные меры, а не формулировка «по договоренности сторон» — допустим, четко оговорен размер пеней за просрочку.
Проследите, чтобы по договору у компании не было возможности в одностороннем порядке сдвигать сроки ремонта. Все изменения в договоре должны согласовываться обеими сторонами, они вносятся в письменном виде.
Разумеется, существуют причины, по которым сроки могут быть отодвинуты. Скажем, сам заказчик инициировал дополнительные работы или он занимается закупкой материалов и просрочил поставку. В таком случае, естественно, срок сдвигается на время дополнительных работ или задержки. Но если сроки растянулись по вине строителей, именно они должны нести за это ответственность.
Вопрос № 3: как быть уверенным, что цена не вырастет в разы?
Это один из самых сложных и болезненных пунктов. Согласно опросам, люди, столкнувшиеся с ремонтом, тратят в среднем на 30% больше, чем планировали изначально. Согласитесь, это немалая сумма.
Чтобы избежать бесконтрольного роста затрат, внимательно читайте раздел договора об оплате. Здесь обязательно указывается сумма работ, но не менее важны и другие строки. Например, компания может прописать, что цена работ определяется по смете, но финальный расчет осуществляется по актам выполненных работ. В этом случае расценки за единицу работ сохранятся, но сама итоговая цифра значительно увеличится. Некоторые компании специально занижают объем на старте, чтобы смета выглядела привлекательнее, а в ходе ремонта сумма растет.
Встречаются компании, которые не учитывают в смете сопутствующие затраты. К ним относятся как расходные материалы (щетки, валики, ведра, малярная лента и прочее), так и целые виды работ (вывоз мусора, укрытие защитной пленкой окон, батарей, уборка и т. д). Все эти затраты все равно лягут на ваши плечи — разница в том, будете ли вы знать их объем и стоимость заранее или это окажется для вас сюрпризом.
Самый лучший вариант для заказчика — когда цена на работы фиксированная. Если компания видит ваш дизайн-проект или техзадание, выезжала к вам на квартиру, проводила все необходимые замеры, она должна предусмотреть все с самого начала. Если рабочие где-то ошиблись, что-то не учли — это не проблема клиента.
Что касается строительных и отделочных материалов, то чаще всего компании предлагают оплату по чекам или актам понесенных затрат. Это допустимо, но при этом сложно отследить эффективность расхода.
Чтобы избежать недопонимания, цену на материалы в договоре лучше зафиксировать и четко оговорить ее возможное изменение — в пределах 10% (на случай повышения цен или большего расхода). Даже если цены взлетят выше, чем на 10%, клиент ничего не заплатит сверху.
Вопрос № 4: как вы гарантируете, что не повредите материалы или не зальете соседей?
Непредвиденные ситуации во время ремонта случаются у всех. Но хороших строителей от плохих отличает уровень ответственности. В одном случае, что бы ни произошло, заказчик защищен от лишних трат, в другом — нет.
Лучше решить такие моменты еще до начала ремонта. Посмотрите, прописана ли в договоре ответственность исполнителей за порчу строительных материалов, нанесение ущерба самой квартире или местам общего пользования (например, если при доставке будет повреждена отделка в подъезде), а также третьим лицам — вашим соседям. Здесь тоже бывают хитрости — как с транспортными компаниями: они гарантируют вам сохранность груза, только если вы оплачиваете дополнительную страховку.
Конечно, строители, которые готовы компенсировать неудобства клиента за свой счет, на рынке работают. Главное для клиента — внимательно читать договор, чтобы быть спокойным и за свой ремонт, и за свою квартиру.