Доля молодых ипотечных заёмщиков за последний квартал выросла. При этом в Москве и Подмосковье таких заёмщиков становится меньше, пишет «Российская газета» со ссылкой на данные аналитиков Est-a-Tet.
Во II квартале в Москве и области доля заёмщиков в возрасте 18−25 лет составляла 5%. В III квартале она уменьшилась до 1%. Более половины ипотечных заёмщиков, 52%, — это люди в возрасте 35−45 лет. Доля таких заёмщиков за квартал увеличилась на 5 п. п.
В столице действительно снижается доля молодых ипотечных заёмщиков, подтвердил изданию исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ярослав Баджурак. В III квартале их доля снизилась до 2%. При этом в других регионах страны доля потенциальных заёмщиков в возрасте до 25 лет во II квартале составляла 7%, а в III квартале достигла 8%.
Доля молодых ипотечных заёмщиков в Москве снижается из-за повышения размера первоначального взноса по некоторым ипотечным программам, считают в Est-a-Tet. Молодым людям сложнее накопить крупную сумму. Кроме того, на структуру спроса повлияло решение свернуть IT-ипотеку в столичном регионе, полагают эксперты компании. Значительная часть молодых людей, покупающих квартиры в кредит, — это IT-специалисты.
Ярослав Баджурак согласен, что сокращение доли молодых заёмщиков в Москве связано с ухудшением условий IT-ипотеки. Наибольший спрос на эту программу был сосредоточен в Москве, где зарегистрировано больше всего IT-компаний. Эксперт напомнил, что с 1 августа льготные кредиты не могут получить IT-специалисты, трудоустроенные в столичных компаниях.
В других регионах доля молодых заёмщиков выросла. Эксперты также связывают это с изменением условий льготных программ. Жители небольших и средних городов раньше заводят семью и задумываются об улучшении жилищных условий, отмечает Баджурак.
Профессор Финуниверситета Александр Цыганов добавил, что во многих областных городах меняется экономическая ситуация, развивается промышленность, поэтому здесь растёт спрос на молодые кадры. Молодые специалисты приходят на предприятия в своих регионах. Они видят перспективы, поэтому не стремятся к переезду. Молодые семьи планируют будущее в родном городе. Ещё один фактор, который влияет на спрос, — семейная ипотека. Молодым семьям проще воспользоваться этой льготной программой.
Цыганов отметил, что молодые заёмщики пока не привыкли к планированию семейного бюджета, поэтому нередко им не хватает финансовой грамотности. Банки должны учитывать кредитные риски, анализировать кредитный портфель и при необходимости менять условия выдачи кредитов молодым заёмщикам.